Чихачёво
Очередной пассажирский поезд, минуя тихие поля и гулкие перелески, подошел к станции Чихачево. Невольно захотелось посмотреть на контуры и прилегающего к ней поселка, отыскать новое, увидеть то, что отжило и требует замены.
Окинув близлежащие улицы взглядом внимательного наблюдателя, замечаешь, поселок сильно изменился. За последние 10-15 лет в нем появилось немало новых зданий. Обновились улицы, исчезла грязь со станционной площадки, уютно выглядит вокзал.
А раньше неприветливо выглядели покосившиеся домики, не радовали глаз бедно одетые пассажиры, спешившие по перрону цыганки, удерживающие молодых людей с целью предсказать им будущее житье-бытье. И в довершение картины, вызывавшей отвращение, барахтавшиеся пьяные в самом оживленном месте.
Грустная картина заставляла что-то вспомнить, настраивала на иронический лад, невольно заставляла вполголоса напевать слова известной народной песни:
Вот станция, вот полустанок
Какой? Не все ли мне равно.
На двух изодранных цыганок
Смотрю я в мокрое окно.
Былое поселка давно миновало, ушло в прошлое, и ему уже больше возврата нет.
Иногда кажется, что та или иная деревня, село существовало вечно, как вечна наша земля. На самом же деле все селения, как и люди, имеют свою биографию, свою историю. Только таких историй никто не составлял и не записывал. Чтобы проследить историю того или иного населенного пункта на основе документов и написать хотя бы кратко о возникновении, становлении этого селения, надо, ох как много, перелистать материалов и внимательно отобрать нужное. Только тогда можно взяться за перо.
Итак, Чихачёво. Это не отвлеченное название. Оно произошло не само по себе. За этим названием стоит целая родословная выдающихся людей царской России, крупных деятелей русского государства. Чихачевы—отважные военные моряки, военные флотоводцы России. Их подвиги во славу отечества не меркнут и в наши дни.
Еще в XVIII веке Чихачевы стали владельцами села Добрывичи. Их земли простирались на много вёрст по округе. Только вокруг Добрывич им принадлежало 1697 десятин земли. Их род был широко распространен на Псковщине, но нас интересует больше всего уроженцы села Добрывичи. Вспомним самых выдающихся из них.
Матвей Николаевич Чихачев—уроженец и владелец села был высокообразованным, честным и прямым человеком с передовыми взглядами. Ему чужды были отвратительные проявления помещичьего произвола: телесные наказания крепостных, выколачивание силою с них оброка, требование выполнения непосильной барщины. Дослужившись до генеральского звания,.в имении бывал редко, а когда приезжал, старался встречаться с крестьянами, разговаривая с ними, стремился понять их нужды, чтобы улучшить им жизнь.
Во время Отечественной войны 1812 года генерал М.Н. Чихачев обеспечивал для армейских нужд наведение мостов на реках Москва, Днепр, Березина, Неман, за что был награжден орденами и почетными знаками страны. В 1813 голу М. Н. Чихачев участвовал в успешных заграничных походах русской армии. За боевые заслуги в Отечественной войне 1812 года псковские дворяне занесли генерала М. Н. Чихачева в списки героев войны 1812 года одним из первых.
Во второй половине XIX века его сын Николай Матвеевич Чихачев стал крупным военным и государственным деятелем России. Окончив Морской кадетский корпус, Н. М. Чихачев служил морским офицером в Сибирской флотилии. В 1860 году он командовал паровым фрегатом «Светлана». В конце 1870-х годов капитан I ранга Н. М. Чихачев возглавлял русское общество пароходства и торговли, широко содействуя замене парусного флота парoвым. Во время русско-турецкой войны 1877-1978 годов контр-адмирал Н. М. Чихачев активно участвовал в военных операциях русской флотилии в устье Дуная.
В последней четверти XIX века адмирал Н. М. Чихачев был министром военно-морского флота страны. При нем значительно была укреплена морская граница страны, увеличен и усилен военно-морской флот, созданы новые виды военно-морских кораблей и новое вооружение для них.
Выполняя крупную государственную работу, Н. М. Чихачев не забывал своих родных мест. В погосте Марыни в 1872 году по его инициативе и на его средства была открыта и содержалась школа для крестьянских детей.
Находясь в отставке, Н. М. Чихачев занимался общественной работой: он был почетным мировым судьей Новоржевского уезда. Ему приходилось разбирать дела, требовавшие защиты крестьян от разбушевавшихся не в меру помещиков.
Так что Чихачево носит свое название заслуженно и по праву. Чихачевы любили свои Добрывичи. Последние годы жизни они проводили в своем любимом селе, заботились о его благоустройстве и жителях села. У добрывичской церкви, построенной ими на свои средства, покоится прах не одного поколения этой замечательной семьи. Здесь же похоронен и военный министр морского флота Российской империи генерал-адъютант адмирал Н. М.Чихачев. Хотелось бы, чтобы местные жители взяли над могилами Чихачевых добровольное шефство и ухаживали за ними. Ведь Чихачевы — гордость здешних мест.
В 1897 году акционерное общество Московско-Виндавской-Рыбинской железной дороги получило «высочайшее разрешение» на строительство железнодорожной ветки Дно— Новосокольники, протяженностью 165,02 версты. Масса окрестных крестьян и согнанных из других мест работала на этой стройке: под железнодорожное полотно выравнивали землю, делали насыпь, через ручыи и речки строили мосты, на готовое полотно укладывали шпалы и рельсы, возводили стрелки - и все вручную. Это был поистине каторжный труд. При тяжелейших условиях жизни он сгонял строителей дороги в могилу. Поэт-революционер-демократ Н. А. Некрасов сумел нарисовать картину тяжелой жизни и бесправия строителей дороги выразительными стихами:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролись с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой,
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
На определенном расстоянии у железнодорожного полотна строились станции и полустанки. И хотя в проекте стройки они были уже названы определенными наименованиями, иногда между инженерами-строителями возникали споры: чьим именем назвать очередную станцию или полустанок. В большинстве своем управляющий стройкой придерживался в этом деле проектных названий.
Станция Чихачево была названа так в проекте стройки в честь выдающегося русского флотоводца Н. М. Чихачева. Поэтому никто уже из инженеров не претендовал на название этой станции своим именем.
К весне 1900 года в Чихачеве были построены деревянный вокзал, пакгауз и два домика для железнодорожных служащих. С этих строек и зародился сам поселок. К открытию железнодорожного движения в сентябре 1901 года у станции построилось три местных предпринимателя — мелкий торговец, купец и портной.
Расскажем об одном из первых чихачевских поселенцев. Кузнец Степан Петрович Тимофеев переселился в Чихачево из деревни Коскиничи. Пристанционный поселок ему давал возможность иметь постоянную работу, так как большую семью надо было прокормить, одеть, обуть. С раннего утра и до позднего вечера в его кузнице стучал о наковальню молот, шипели кузнечные меха, раздувал угли горн для накаливания металла.
Оковывал Степан Петрович и барские экипажи, и крестьянские телеги. Увозились с его кузницы добротно сработанные плуги, сохи, бороны и другие сельскохозяйственные орудия. Стояли на могилах поселкового кладбища художественной ковки кресты и ограды. Подрастали сыновья Николай, Иван, Петр. Степан Петрович их приобщал к кузнечному делу, но сам до 82 лет не выпускал из рук кузнечного молота. Славным мастером кузнечных дел зарекомендовал себя в округе Степан Петрович. Старики и сейчас добрым словом вспоминают поселкового кузнеца.
После его смерти кузнечное дело в Чихачеве продолжили его сыновья—втроем трудились в отцовской кузнице, поддерживая славу своего отца.
Славилась на всю округу дочь Степана Петровича— Анна, как лучшая портниха округи. Из ее рук выходили только хорошо скроенные и добротно пошитые вещи. И забегая вперед, хочется отметить, что дочь Анны Степановны — Маргарита Васильевна Самолетова, живущая сейчас в Ленинграде, является прославленным скульптором. Ее скульптуры недавно демонстрировались на художественной выставке в Пскове. Это одна из примерных трудовых семей—первожителей Чихачева.
11 сентября 1901 года к перрону станции Чихачево, шипя паром и стуча по рельсам колесами, прибыл первый поезд с девятью вагонами. С этого времени стало налаживаться регулярное движение пассажирских и товарных поездов. Раньше вся округа пользовалась станцией Дно, до которой надо было добираться на лошади 58 километров . С построением железной дороги и устройстве станции Чихачево для местных жителей отпала нужда добираться до станции Дно, чтобы доехать до столицы Российского государства — Петербурга.
Теперь к станции железной дороги потянулись жители окрестных сел и деревень. Благодатную для себя почву нашли здесь мелкие торговцы, ремесленники и различные предприниматели. За счет их поселок стал расти. За плановостью постройки никто не следил. Покупали клочок земли и строили дом и хозяйственные постройки к нему, выбирая более сухие места. Такая застройка была чревата различными последствиями, особенно в пожарном отношении.
Таким образом к 1913 году вокруг станции Чихачево на низинной равнине возник крупный поселок. В округе Чихачево стало центром торговли различными товарами. К этому времени в поселке имелись колбасное заведение, мелочная, бакалейная и три мануфактурных лавки, принадлежащих различным хозяевам. В них можно было купить от колесной мази до высокосортного костюмного сукна. Конечно, цены товарам устанавливались самими торговцами.
Хотя торговля по будним дням шла вяло, торговцы не были в прогаре: в воскресные и праздничные дни она оживала и приносила доход. Людям некуда было податься в свободное время - они шли на станцию, оставляя там в лавках свои последние гроши.
Для прибывающих на станцию в поселке была открыта частная чайная. Она закрывалась глубокой ночью, так как посетителей ее было немало. В ней всегда имелся горячий чай, который подавался в больших чайниках, к чаю можно было заказать баранки и колбасу. В зимнее время для приезжих чайная была приятным местом для остановки.
О том, как действовали индивидуальные предприниматели в то время, можно было проследить на примере этого станционного поселка. Завел Ф. В. Байков в поселке постоялый двор, И. А. Бабанский открыл мелочную лавку при нем. В ней всегда можно было купить любой товар и в любое время, только постучи. А постоялый двор для посетителей был открыт всегда.
Чтобы смолоть зерно или приготовить крупу, крестьяне стали ездить в Чихачево за десять и более километров. Там предприниматели И. Г.Тохвинский и Г.Т.Терентьев построили мельницу с нефтяным двигателем. Ее пропускная способность превосходила водяные мельницы в несколько раз. На этой мельнице для помола не надо было ждать неделями своей очереди: приехал на мельницу и в тот же день зерно смелешь.
С началом империалистической войны поселок стал беднеть. Мужчины оказалась на фронтах. Стал остро чувствоваться недостаток рабочей силы, опустели лавки чихачевских торговцев, на станции закрылась хозяйская чайная и частная механическая мельница Тохвинского и Терентьева, пришло в упадок сельское хозяйство. Жители Чихачева, чтобы обеспечить себя хлебом, картофелем и овощами, начали более усиленно заниматься сельским хозяйством. Но и это не спасло их от продовольственной нужды.
Февральскую революцию беднейшее население поселка встретило восторженно. Весной 1917 года многие помещичьи земли самовольно взяты были крестьянами для обработки и засеяны. Так было в селах Цвень, Кузьмино, Нечаево, Монетино да и в Добрывичах..
Близость к Петрограду, постоянная связь с ним оказывала прямое влияние и воздействие на ход революционных событий в Чихачеве и в окрестных деревнях. В поселок часто прибывали посланцы петроградского пролетариата. Они разъясняли смысл происходящих в стране событий и большевистских лозунгов, помогали организовать работу волостного Совета, укреплять союз рабочего класса с крестьянством, разоблачали соглашательскую политику меньшевиков и эсеров.
Весть о победе в Петрограде социалистической революции и о решении II Всероссийского съезда Советов была получена в Чихачеве вечером 27 октября с очередным поездом, следовавшим из революционной столицы, и восторженно воспринята жителями поселка. На следующий день в поселке состоялся митинг. Ораторы говорили о значении Великой Октябрьской социалистической революции и принятых II съездом Советов решениях.
— Земля — крестьянам! Фабрики—рабочим! Мир— свободным! Хлеб—голодным! —было на устах участников митинга.
Надо было немедленно осуществить большевистский лозунг: «Вся власть Советам!» Там, где Советы решительно и последовательно проводили политику партии и Советской власти, кулаки организовывали антисоветские мятежи, убивали коммунистов и советских работников. Не обошлось без кулацкой авантюры в Новинской и Захонской волостях. Местные кулаки и эсеры организовали восстание против Советской власти. Силами добровольцев, милиции и окрестных крестьян кулацкие мятежи были подавлены. Руководили их ликвидацией местные коммунисты. Из них в Новинской волости зверски был убит член РКП(б) И. А. Калинин, в Захонской— И. М. Гусаров.
Несмотря на кулацкую авантюру, Советская власть на местах набирала силу и крепла. 1 января 1919 года в Захонской волости была создана ячейка РКП(б). В связи с этим влияние коммунистов на преодоление пережитков прошлого строя значительно усилилось. Были преодолены трудности послевоенных лет. Жизнь постепенно стала входить в нормальную колею. ОЖИЛО сельское хозяйство, начала развиваться кооперативная торговля. На рынке появилось в продаже зерно. Были открыты и частные лавки. Они конкурировали с кооперативными, но, не выдержав конкуренции, закрывались.
Среди населения поселка стали обретать право на жизнь ростки нового, poждeннoгo Советской властью. Для помощи крестьянам было организовано кредитное товарищество с прокатным пунктом при нем. Земледельцы объединены в товарищество по совместной обработке земли. Работал комитет крестьянской общественной взаимопомощи(ККОВ). В поселке начались.работы по благоустройству.
В 1927 году Чихачево стало центром Чихачевского района (через два года район переименовался в Ашевский), а который входило 13 сельских Советов. Приближение районных организаций к населенным пунктам было сразу замечено крестьянством. Оно было выражено в известной в то время частушке:
Вот когда настала, братцы,
Хлебопашцу благодать —
До уезда не добраться,
А в район рукой подать.
За первую пятилетку в районе в основном все крестьянские хозяйства были коллективизированы. Было организовано 111 колхозов. Для помощи колхозам в 1932 году была создана Чихачевская МТС с большим набором тракторов и машинным парком для обработки земли и уборки урожая.
Одновременно было введено обязательное начальное образование, для чего открылось определенное количество школ. В Чихачеве имелась средняя школа, в каждом сельсовете—школы крестьянской молодежи (ШКМ) с семилетним сроком обучения. В поселке начала функционировать больница на 20 коек. Одновременно начал действовать вновь созданный совхоз «Красное знамя».
Дня переработки тресты в льноволокно, в поселке был построен и работал льнозавод. На головном маслосырзаводе в Чихачеве перерабатывалась вся молочная продукция, получаемая колхозами и совхозами района. В поселке работали различные промартели и промкомбинат, производивший для деревни повозки, сани, дуги, колеса и т.д.
Но мирный труд советских людей был прерван внезапным нападением фашистской Германии. Пришлось всю производственную деятельность промышленных предприятий и колхозов подчинить одной цели: «Все для фронта, все для победы!» А когда стало видно, что район может подвергнуться фашистской оккупации, райком ВКП(б) и исполком райсовета начали спешно эвакуировать жителей, увозить на восток ценности, колхозное добро, угонять скот. Но все разве увезешь!
20 июля немцы заняли Чихачево. В это время на заранее намеченный пункт сбора в деревню Долгое прибыл партизанский отряд, сформированный райкомом партии, бойцы истребительных подразделений, сотни мирных граждан, покинувших родные места.
Глухая деревушка заполнилась людьми, повозками, скотом. Отсюда местными дорогами и тропами увозились на восток ценности, эвакуировались люди, угонялись колхозные стада. Райком партии сформировал обозы, пополнил партизанский отряд новыми бойцами.
Около 100 вооруженных человек остались в деревне. Среди них секретари райкома партии М. А. Куприянов и В. И. Жуков, председатель исполкома райсовета Л, И. Карпович, секретарь райкома ВЛКСМ А. И. Егоренкова, председатели сельских Советов Шиков, Садовников, Иванов, Миронов, Зайцев и другие. Здесь и юные комсомольцы, учащиеся Чихачевской средней школы — Баринов, Петров, Кудерский, Соколов, Редькин, Александров.
— Назовем отряд «За Родину»,—предложил секретарь райкома партии М. А, Куприянов. —- Отныне мы воины и будем ими, пока фашистских гадов не прогоним с нашей земли. Мы должны создать невыносимые условия для врага в районе осталось население, много народного добpа. Понятно, что нельзя за такой короткий срок увезти все, что создавалось десятками лет. Кто должен руководить людьми? К чьему голосу они должны прислушиваться? Кто должен поддерживать у них веру в скорое освобождение? Мы, партийные работники, мы, руководители района, коммунисты.
На коротком совещании отряд был разбит на две роты, которые в свою очередь были разбиты на взводы и отделения. Командиром отряда был избран начальник районного отдела милиции И. О. Тесаков, комиссаром отряда—секретарь райкома партии М. А. Куприянов. Отряд углубился в леса Ухошинского сельсовета, где заранее были заготовлены продовольственные базы, и приступил к боевым действиям.
Взаимодействуя с ленинградскими партизанами, отряд «За Родину» участвовал в разгроме вражеских гарнизонов в населенных пунктах Муравьино, Вихрище, Ратча, Висница, вел борьбу с действовавшими на территории района двумя бандами, которые истребляли советских работников и партизанские семьи, совершал диверсионные акты на железньых и шоссейных дорогах,
Уже в первые месяцы оккупации значительная часть района вошла в состав Партизанского края, образованного ленинградскими и калининскими партизанами Поэтому подпольный райком партии помимо руководства отрядами и политической работы среди населения занимался вопросами воссоздания сельских Советов, входящих в состав Партизанского края. Советская власть была восстановлена в четырех из 13 сельских Советов района, Ручьинском, Ухошинском, Дорборском и Соколовском.
Восстановленные колхозы закончили уборку урожая и обмолот хлебов, провели сев озимых и оказали большую материальную помощь партизанскому отряду.
В марте 1942 года колхозники Ашевского района собрали для защитников города Ленина 350 центнеров продуктов.
За первый год войны в районе вступило в партизаны 300 человек. Связной Калининского обкома ВКП(б) И. И. Капустников, побывавший ранней весной 1942 года в отряде «За Родину», в своем отчете писал: «Народ любит партизан, верит им, пополняет партизанский отряд, помогает ему в борьбе с немецкими оккупантами. Ежедневно в отряд «За Родину» прибывает несколько человек с просьбой дать оружие... Население снабжает партизан продовольствием, одеждой, ведет разведку тыла врага и обо, всем сообщает партизанам».
Оккупировав Чихачево, гитлеровцы превратили железнодорожную станцию в свою фронтовую опорную базу. Здесь они сосредоточили склады оружия, боеприпасов, военного снаряжения, продовольствия и т.д. Сюда следовали с двух сторон—от Новосокольников и Дно—их воинские эшелоны и здесь же разгружались. Отсюда по двум улучшенным грунтовым дорогам, идущим к Старой Руссе, Поддорью и Холму, они производили снабжение своей группы войск «Север». Неоднократно партизаны на этих дорогах уничтожали гитлеровские обозы и колонны войск южнее и севернее Чихачева взрывали рельсы, мосты, стрелки на железной дороге Ленинград — Витебск, уничтожали связь.
Под натиском советских войск 26 февраля 1944 года поселок и станция Чихачево, были освобождены от фашистских захватчиков. Одновременно были освобождены и соседние железнодорожные станции Плотовец, Ашево, Лозовицы, Сущёво, Загоскино, Тигощи, Стримовичи... Противник особо упорно оборонялся на железнодорожной станции Чихачево. К исходу дня советские бойцы сломили сопротивление немцев и овладели станцией. Захвачено было у противника 26 opyдий, 15 складов с боеприпасами, 3 склада с продовольствием, 50 автомашин крупный обоз с военными материалами и другие трофеи, взяты пленные. За время оккупации Чихачево сильно пострадало, многие деревни в районе гитлеровцами были преданы огню. С освобождением района начались восстановительные работы как в райцентре, так и в сельской местности. В самом Чихачёве были восстановлены здания райкома ВКП(б) и райисполкома, жилые дома, магазины, школа, больница. По деревням были восстановлены колхозы и совхоз «Красное знамя». В сельской местности интенсивно шло строительство домов для колхозников, хозяйственных и животноводческих построек для колхозов. Для поднятия сельскохозяйственного производства в районе была восстановлена МТС с набором тракторов и сельскохозяйственных орудий и машин к ним.
За годы четвертой пятилетки (1946-1950) в Чихачёве были ликвидированы все последствия войны. За это время в колхозах и совхозах значительно увеличилось поголовье скота, расширились посевные площади под сельскохозяйственными культурами. К концу пятилетки в Чихачеве и деревнях района уже не было ни одной землянки, в которых бы проживали люди.
За годы последних пятилеток преобразилось лицо самого поселка Чихачево. Были построены многоквартирные жилые дома, магазины, клуб, обновлены значительно здания школы и больницы. Есть цех вязаной одежды, мебельная фабрика, комбинат бытового обслуживания. Чихачевцы любят свой поселок, своим трудом стремятся умножать его славу.
нешт. корр.
Из рубрики «Знай свой кpaй» газеты «Сельская Новь», июнь—июль 1987г.