Адмирал Чихачев Н.М.

Он занимал посты на самом верху служебной лестницы. Прогрессивные взгляды, дальновидность, неустанные труды во славу России принесли ему заслуженное уважение сограждан. Речь идет об одном из видных государственных и военных деятелей прошлого и начала нынешнего века Николае Матвеевиче Чихачеве.

Родился он 17 (29) апреля 1830 года в небольшом селе Добрывичи Новоржевского уезда Псковской губернии (сейчас это Бежаницкий район Псковской области) в семье статского советника Матвея Даниловича Чихачева. Селение располагалось на живописном берегу реки Уды и состояло в прошлом веке всего из пяти дворов и четырех десятков жителей. Волостное правление и православная церковь привлекали в Добрывичи людей со всей округи. Здесь и прошли ранние годы Николая. В одиннадцать лет мальчика определили в морской кадетский корпус в Петербурге, который он успешно окончил. С 1848 года—мичман, с 1853 —лейтенант флота. В 1850-1851 годах в составе экипажа корвета «Оливуца» совершил переход из Кронштадта в Охотское море. Участвовал в Амурской экспедиции выдающегося исследователя Дальнего Востока Г. И. Невельского. Изучал внутренние районы Нижнего Приамурья и бассейн реки Амгунь, описал залив Де-Кастри. Служил на шхуне «Вятка», командовал транспортным судом «Иртыш», строил оборонительные сооружения в Петропавловске-на-Камчатке. Потом командовал десятипушечным транспортом «Двина». С июля 1855 года—командир корвета «Оливуца».

Как известно, во время Крымской войны (1853-1856 годы) боевые действия велись не только в Крыму и на границах с Турцией в Закавказье и Валахии. Англо-французский флот атаковал Кронштадт, Одессу, Соловецкий монастырь и Петропавловск-на-Камчатке. У дальневосточных берегов русская флотилия подверглась нападению английской эскадры под командованием Эллиота. Тогда-то и принял молодой офицер боевое крещение. Проявил мужество и хладнокровие.-

Успешным было и продвижение по служебной лестнице. Во второй половине пятидесятых годов 19 века служил дежурным штаб-офицером сухопутных и морских сил на Амуре, был чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири, занимал должность начальника штаба Сибирской флотилии и портов Восточного океана. Позже командовал пароходом «Америка», корветом «Вол» и наконец—фрегатом «Светлана». Участвовал в плавании судов вниз по Амуру.

В 1861 году стал начальником штаба Кронштадского порта. А еще через год был назначен директором Русского общества пароходства и торговли. Четырнадцать лет пробыл в этой должности и сделал много полезного по развитию парового флота в России. В 1867 году стал контр-адмиралом. В середине семидесятых годов во время неурожая в Херсонской губернии руководил перевозкой продовольствия голодающим по Одесской железной дороге. Благодаря этому были спасены многие жизни.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов руководил морской обороной Одессы и сам был участником операций русской флотилии в.устье Дуная, попадал под огонь турецких броненосцев. Благодарные одесситы избрали Н. М. Чихачева почетным гражданином их города.

В 1884 году Николая Матвеевича назначили начальником Главного морского штаба, а с ноября 1888 по май 1896 года он являлся управляющим морским министерством. В 1892 году произведен в адмиралы, одновременно имел звание генерал-адъютанта.

Занимая высокие должности, адмирал Чихачев не сидел сложа руки, не занимался придворными интригами, не брал взяток и не расхищал казну, а все свои силы и незаурядный ум направлял на развитие морского дела. Лично инспектировал эскадры, проводил учения флотов и смотры, знакомился с портами Каспийского и Черного морей, выезжал в Севастополь, Николаев и другие города. При нем был улучшен порт в Либаве и сооружены Алексеевские дома в Севастополе В крупных масштабах велись гидрографические и картографические работы. Под непосредственным руководством Н. М. Чихачева осуществлялась постройка броненосных кораблей «Екатерина II », «Чесма», «Синоп».

В 1896 году Николай Матвеевич стал членом Государственного Совета, а в 1900-1906 годах возглавлял в нем департамент промышленности, науки и торговли. Являлся членом особого совещания о нуждах сельскохозяйственного производства. Долгие годы состоял в комитете Сибирской железной дороги. И связей с Псковщиной не порывал. Хотя и редко, но приезжал в родные места, даже в 1913-1914 годах числился почетным мировым судьей в Новоржевском уезде.

Доброй спутницей И. М. Чихачева в жизни была его жена — Евгения Федоровна. Два сына адмирала — Николай и Дмитрий—имели усадьбы недалеко от Добрывичей. Семье Чихачевых принадлежали деревни Зенково и Маютино того же Новоржевского уезда.

За свои неустанные труды Николай Матвеевич был награжден многими российскими и иностранными орденами. В 1887 году, например, ему вручили орден Александра Невского. Являлся Чихачев и кавалером французского ордена Почетного легиона. Даже ордена эмира Бухарского были у адмирала русского флота. Умер Н. М. Чихачев 2 января 1917 года в Петербурге.

Высокую оценку деятельности выходца из Псковской губернии дает Советская военная энциклопедия. «Во время пребывания во главе морского министерства, — отмечается в статье, посвященной Н. М. Чихачеву, — придерживался прогрессивных взглядов на развитие флота. При нем продолжалось строительство броненосных кораблей, усовершенствована организация службы личного состава».

Именем адмирала Чихачева назван остров в Японском море (близ бухты Ольги), мыс в Татарском проливе и залив на дальневосточном побережье. Живет память о русском военном деятеле и на Псковщине. Его именем в начале нынешнего века был назван поселок на железной дороге Петербург— Витебск, вступившей в строй в 1904. году. Поселок Чихачево живет и здравствует по сию пору. И мимо деревни Добрывичи, как и прежде, несет свей воды река Уда.

Е. ИЗЮМОВ, нешт. корр.

Из рубрики «Рассказывают краеведы» газеты «Сельская Новь», ноябрь 1991г.

 

Хостинг от uCoz