Как строилась железная дорога.

Первая железная дорога в России Петербург — Царское Село была построена в 1837 году. Она протянулась всего на 26 верст. Но уже к. 1851 году проложили крупную по тому времени двухпутную железнодорожную магистраль Петербург — Москва длиною около 650 верст. Строительство железных дорог в России пошло быстрыми темпами.

К концу XIX века через Псковскую губернию проходили 2 железнодорожные пинии —Петербург — Псков — Двинск (строительство закончено в январе 1860 года) и Бологое— Псков (открыто движение в ноябре 1897г). Через южную часть губернии должна была пройти начатая прокладываться весной 1897 года железнодорожная линия Москва—Крейцбург (Латвия). Одновременно с ней было начато строительство железнодорожного участка в 165 верст, который должен был соединить станцию Дно (линия Бологое—Псков) с проектируемой станцией Новосокольники (линия Москва— Крейцбург), то есть участка Дно—Новосокольники.

Тогда не было железной дороги, соединяющей Петербург, столицу Российской империи, с Белоруссией. Дорога эта, имеющая важное стратегическое значение, только планировалась. И вот железная дорога Дно— Ногосокольники должна была быть первым, хотя и территориально средним ее звеном.

Строительство железнодорожного участка Дно—Новосокольники было возложено на общество-Московско - Виндаво-Рыбинской железной дороги. Оно организовалось в 1868 году и было в начале небольшим, но постепенно разрасталось и превратилось в крупное акцонерное общество С мая 1898 года председателем правления общества был Н.С.Островский, главным инженером строительства железнодорожного участка. Дно—Новосокольники С.А. Штольцман. Оба они — инженеры путей сообщения.

Строительству дороги предшествовали тщательные геологические исследования грунта на всем пути железнодорожного полотна. Результаты этих исследований были опубликованы в журнале «Известия геологического комитета» (1898г., N8). Работы начались весной 1898 года. Надо иметь в виду, что уровень техники тогда по сравнению сегодняшним был очень низким, применение электроэнергии—в зачаточном состоянии. Не знали тогда, как сейчас, мощных подъемных кранов экскаваторов и бульдозеров. Многие, очень многие работы производились вручную,а их объем—грандиозный. От Дно до Новосокольников, например, для прокладки пути вырубили 210 десятин леса (1 десятина равна 1,1 гектара), выкорчевали пней на 56 десятинах. Было сделано 30510 кубических сажен выемок и 236873 кубических сажен насыпей (1 куб. сажень примерно равен 9,6 кубометрам). Для будущей станции Сущево, например, сделано 1157 кубических сажен насыпей, для разъездов Загоскино и Тигощи—по 350— 370 кубических сажен,

При прокладке пути нужно было преодолеть множество препятствий (водоемов). Только на участке Чихачево — Локня, например, имелось речек—6, ручьев—9, оврагов—6, канав—4, болот—одно и т.д. При устройстве земляного полотна препятствия либо засыпались либо через них строились мосты или подводились каменные трубы для отвода воды.

Всего израсходовано на сооружение этого железнодорожного участка около 6,2 миллиона рублей, что по тогдашнему времени было немалой суммой.

Несмотря на огромные трудности, сооружение дороги было практически закончено уже в 1900 году, и в этом же году началось пробное рабочее движение. Официальное открытие движения и ввод в эксплуатацию железнодорожного участка Дно — Новосокольники было 11 сентября 1901 года. С этого времени жители Бежаницкой волости и вообще восточной части Псковской губернии могли ездить по новой железной дороге в Москву и Петербург (с пересадкой в Дно и Бологое). Это заметно оживило жизнь и экономику прилегающих к новой железной дороге районов.

С 1-го января 1903 года участок был передан в ведение Петербургской сети. Но прямого железнодорожного сообщения восточных районов Псковской губернии с Петербургом еще не существовало. Строительство участков Царское Село—Дно и Новосокольники— Витебск было закончено в 1904 году, а движение по всей линии Петербург—Витебск открылось 1-го августа 1904 roда. С этого времени по 1917 год участок Дно-—Новосокольники входил в линию Петербург— Витебск и принадлежал Московско - Виндаво - Рыбинскому железнодорожному обществу. До открытия движения по линии Петербург-Витебск происходила модернизация железнодорожной колеи Дно-Новосокольники в соответствии с единым стандартом всей магистрали, на что пошли значительные дополнительные затраты.

На территории нынешнего Бежаницкого района находятся станции Чихачево и Сущево и 5 раэъездов-Плотовец, Ашево, Лозовицы, Загоскино и Тигощи. Вначале станция Сущево действовала под названием Бежаницы (по имени крупного села Бежаницы, расположенного примерно в 5 километрах от железной дороги). Вокзал этой станции располагался, на противоположной стороне железнодорожного полотна по отношению к нынешнему вокзалу станции Сущево. По данным 1903 года, одним из первых начальников этой станции был Дмитриевский Арсений Трофимобич. В 1903 году, 1-го сентября, станция Бежаницы переименована в станцию Сущево по одноименной близлежащей к железной дороге крупной деревне Сущево насчитывавшей в то время 48 дворов.

Следует заметить, что еще при проектировании этой железной дороги владелец имения села Цевло влиятельный барон Корф добивался, чтобы железная дорога прошла через Цевло. Однако это экономически не оправдывалось, и предложение Корфа не было поддержано.

Название станции Чихачево связано с именем видного деятеля Российского военно-морского флота адмирала Н. М. Чихачева, который имел недалеко от нее родовое имение Добрывичи, в котором он родился в 1830 году и похоронен в 1916 году.

Разъезд Ашево получил свое название по расположенному недалеко одноимённому торговому селу Ашево 15 июля 1907 года. Разъезды Загоскино, Ло-зовицы, Тигощи получили свое современное название в советский период, в двадцатые годы —Загоскино, в тридцатые—Лозовицы и Тигощи. Последний назван по одноименной близкой к железной дороге деревне Тигощи. Название разъезда Лозовицы остается невыясненным.

Р.Соловьев,

нешт. корр.

По материалам газеты «Сельская Новь» за август 1987г.

Хостинг от uCoz